26 апреля в рамках социального проекта "Группа кратковременного пребывания "Моё солнышко", финансируемого Фондом президентских грантов прошел педагогический семинар для родителей детей с инвалидностью и молодых людей с инвалидностью, воспитывающих детей на тему: "Роль русского фольклора в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического и речевого развития". В рамках семинара родители не только прослушали теорию, но и приняли активное участие в народных играх, хороводах, поиграли на музыкальных инструментах. Фольклорные игры являются эффективным средством формирования и развития двигательных навыков детей с ЗПРР, дают широкие возможности для развития многих двигательных качеств ребёнка: статическая и динамическая координация, ловкость, скорость, одновременность, последовательность движений. В народных играх много подражательных движений, движений на моторную и артикуляционную имитацию, а это требует развития двигательного воображения. Хороводные игры развивают пространственные характеристики движений. Соревновательные игры развивают силу и ловкость. Игры с преследованием развивают скорость движений, игры с поиском позволяют развивать ориентировку в пространстве, игры с мелкими предметами развивают ручную умелость и моторику пальцев рук. Все это очень важно для детей с ЗПР, так как проблема двигательного развития этих детей состоит в недостаточной способности управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей, планировать двигательные действия, достигать цели. Дети с ЗПР не умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками, выполнять правила игры. Выделяют три основных направления в работе фольклорных групп: 1. Развитие двигательной сферы: Это направление реализовывается с помощью разнообразных средств русского фольклора: фольклорных игр - подвижных, хороводных, ролевых, игр с пальчиками, с подражанием, с музыкальным сопровождением и текстом; игры на народных музыкальных инструментах, народной хореографии и народного театра. 2. Развитие познавательной сферы: В данном направлении используются следующие средства русского фольклора: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки; народные песни; народные игры на смекалку, сообразительность, находчивость, подвижные игры с проблемной ситуацией; народные утехи, обряды. 3. Развитие социально-личностной сферы: - формирование умения распознавать различные эмоциональные состояния; - развитие мимического и словесного моделирования эмоциональных состояний; - формирование половозрастной идентификации; - формирование нравственных ориентиров, понимания основных принципов общественной морали; - развитие инициативности, активности, самостоятельности ребенка в любой деятельности; - воспитание взаимоуважения, взаимопомощи, дружеских отношений в детском коллективе. ---- Коррекционно-развивающая роль фольклора, представляющего собой опыт сотен поколений наших предков, находит научное обоснование в свете новых психолого-педагогических технологий. Многие специалисты подчеркивают, что воздействие на сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому на начальных этапах коррекционной работы предпочтение отдается двигательным методам, активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и процессами психической деятельности. Актуализация и закрепление телесных навыков создает базовую предпосылку для таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы произвольной регуляции и т. д.