Перед родителями детей и молодых людей с инвалидностью выступила Статьева Анна, логопед-дефектолог, ведущий специалист ЦЛАПА г. Ставрополя по направлению "Развитие речи", по коррекции развития речевой и когнитивной сферы с темой: "Игры с детьми дома из подручных средств". На семинаре родители узнали основные правила, которые желательно соблюдать, чтобы совместная игра с ребенком приносила удовольствие и приводила к развитию ребенка. Анна продемонстрировала, как изготовить игры из подручного материала, ведь помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. В каждом доме найдутся запасы пуговиц, фантики от конфет, прищепки, нитки, трубки, пластиковые бутылки и другие мелочи. Взяв эти предметы, можно провести с ребенком много интересных развивающих игр. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его ручки. О каких играх шла речь?
1. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук, так же можно использовать детские песенки, потешки.
2. Игры с сыпучими материалами и мелкими игрушками. Такие игры развивают тактильную чувствительность, психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, математическое представление, творческое мышление, знакомят ребенка с окружающим миром.
3. Изготовление гирлянд из фруктовых шкурок, способствует формированию моторного ряда пальцевого праксиса.
Гирлянды эти можно поднимать языком, вешать на игрушки. С фруктами можно выполнять артикуляционную гимнастику.
4. Игры с пластиковыми бутылками. Бутыли можно наполнять водой и носить из одной комнаты в другую. Главное поставить ребёнку цель. Либо животных поим или кран в ванной поломался и чтобы искупаться, нужно принести воду в ванную. Подобные игры развивают работу вестибулярной системы, формируют кистевой праксис, т.к. нужно открутить и закрутить крышку у бутылки. Можно бутылки носить по определенному маршруту, для этого составляются чек листы, где указывается кого нужно напоить сначала, кого потом и отмечается кого напоили. Данное задание способствует
развитию концентрации внимания, так как нужно найти это животное, самоконтроль: кого мне нужно найти сначала, кого потом. Это и моторное планирование, так как идёт определённая последовательность действий и ориентировка на листе бумаги, т.к. нужно отметить в определённом квадратике, и формирование пальцевого праксиса.
3. Волшебный мешочек. Нужно искать одинаковые по текстуре предметы. Изначально кладём предметы, которые очень сильно отличаются друг от друга по форме, по текстуре. У деток, которые разговаривают можно отрабатывать уже грамматические категории. Это вилка, я ищу вилку, я нашел вилку.
4. Посуда, как музыкальные инструменты. Берем 2 одинаковых посуды (кастрюли, сковородки, крышки, жестяные банки и т.д.), бьем, слушаем как они звучат. Можно играть ложками, крышками.
5. Игры с тестом.
6. Игры с водой. Переливания, выливание, наливание. Для этого можно использовать губки, воронки, крышечки, стаканчики и т.д.
В какие бы игры Вы не играли с ребенком, помните что слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д. сделают Вашу игру с ребенком яркой, запоминающейся, сблизят Вас еще сильнее с ребенком и будут вызывать желание продолжать заниматься игрой и дальше.
Мамы не только прослушали лекцию, но и сами приняли активное участие в изготовлении игрушек из подручных материалов, выполнили артикуляционную гимнастику с использованием фруктов.