Как проводятся иппотерапевтические занятия для ребят с инвалидностью, участвующих в проекте "Я люблю свою лошадку"?
Курс занятий обычно проводится в 4 основных этапа.
На 1, адаптационном этапе, происходит знакомство ребенка с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Если ребенок боится подойти к большой лошади, то инструктор сначала знакомит его с маленькой лошадкой - пони, которую малыш гладит, кормит, а так же может на ней покататься. Затем он знакомится с лошадью - иппотерапевтом.
Когда ребенок налаживает контакт с лошадью, начинается 2 этап, на котором происходит создание общего функционального базиса. В этот период у ребенка формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения. Весь процесс лечебной верховой езды заключается в сохранении правильной посадки и равновесия. Начальный подход к формированию равновесия состоит из глазодвигательной гимнастики, упражнений сбивающего характера, когда неожиданно для всадника изменяется скорость движения лошади, упражнений с закрытыми глазами, а также с постоянно изменяющими маршрутами движения, т.е. движения по серпантину шагом, движения по кругу. У детей с диагнозом ДЦП дыхание обычно слабое, поверхностное. Отсутствие правильного дыхания вызывает и речевые нарушения. Поэтому обучение ребенка правильному дыханию способствует улучшению общего состояния, расслаблению спастичных мышц туловища, что позволяет обучать ребенка новым движениям, формировать правильную речь.
3 этап включает в себя специальные реабилитационные мероприятия, которые направлены на:
снижение спастичности;
увеличение силы паретичных мышц;
увеличение объема активных и пассивных движений;
противоатактические упражнения;
снижение частоты и амплитуды проявления гиперкинезов;
восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.
Эти мероприятия планируются и проводятся индивидуально в зависимости от диагнозов.
На 4 этапе, заключительном, происходит закрепление результатов.
Эффект от иппотерапии виден всегда. У кого-то он наступает быстро, у кого-то медленнее, но родители всегда видят положительные изменения в состоянии ребенка.
Проанализировав результаты от занятий иппотерапией 20 детей с инвалидностью, участвующих в 1 потоке проекта "Я люблю свою лошадку", были сделаны следующие выводы:
Со стороны физического развития ребенка с инвалидностью, молодого инвалида улучшилось: мышечный тонус - 17 чел.; осанка - 11 чел.; чувство равновесия и координации - 13 чел.; снизилась спастичность в тазобедренных суставах - 5 чел.; увеличился объем и амплитуда движений в суставах - 10 чел.; укрепились мышцы рук - 10 чел.; улучшилась пространственная ориентация - 5 чел.
Со стороны психо-эмоционального состояния у детей с инвалидностью и молодых людей с инвалидностью уменьшились: замкнутость - 2 чел.; тревожность - 5 чел.; безучастность к происходящему - 2 чел.
У участников 1 группы из 20 человек по наблюдениям родителей и инструкторов улучшилось: эмоциональное состояние - 19 чел.; коммуникативные функции, в т.ч и речь - 8 чел.; сон - 7 чел. Повысился уровень самооценки себя как личности, своих возможностей и своего потенциала у 13 занимающихся детей.